Оптимизация сайтов — насколько это эффективно?

Внимание!
После написания этой статьи по ее мотивам был разработан новый инструмент оптимизации пользоваться которым можно здесь: SEO Effect

Часто приходится отвечать на письма с вопросами в духе: «Пришлите нам коммерческое предложение на оптимизацию сайта http://…», «Оптимизируйте наш сайт так, чтобы он был в первой десятке по запросу „…“ в Яндексе, Рамблере, Гугле…», «Сколько стоят ваши услуги по оптимизации сайта?».

Поскольку эти вопросы про «оптимизацию» часто повторяются, давайте попробуем разобраться, что же такое оптимизация сайтов вообще и что эта самая оптимизация может дать с точки зрения потребностей каждого конкретного владельца сайта.

Зададимся вопросом — зачем нам это надо? Разве мы будем размещать рекламный модуль в глянцевом журнале, только ради того чтобы он просто был? Разве мы будем делать рекламу, не важно чего, только ради самой рекламы? — Нет! Если мы платим деньги за рекламу то мы прежде всего пытаемся рассчитать какой экономический эффект она нам принесет. Т.е. платить за рекламу 10 руб. имеет смысл только в том случае, если в результате этой рекламной компании мы заработаем 100 руб. или хотя бы 50, но никак не те же самые 10 или вообще 5! Иначе это будет глупая «работа ради работы», а то и еще хуже.

Так почему же отношение большинства людей к оптимизации сайтов такое неразумное? Я еще могу понять потребность крупного информационного портала или интернет-магазина, нацеленного на широкий географический охват аудитории, оптимизировать свои страницы, дабы на него просто стало заходить больше пользователей. Но когда речь идет о фирме X из города N, продающей, например, женское белье, — я категорически не понимаю, зачем им быть первыми в выдаче Яндекса по запросу «женское белье». Так, например, если набрать «женское белье» в Яндексе то первой ссылкой будут магазины женского белья расположенные в Донецке!!! (Эх, не добрались еще до этой темы оптимизаторы…) Так вот мне интересно — учитывая такую «оптимизированность» у этих магазинов увеличивается число покупателей скажем из Москвы? Или нет? Зато если в том же Яндексе поставить галочку «поиск в регионе: …» то ситуация очень сильно изменяется. И практически, ИМХО, именно на это и надо направлять усилия по оптимизации сайта.

Вывод первый:
 В большинстве случаев оптимизация сайта под поисковые системы должна учитывать специфические условия функционирования Вашего бизнеса.

Попробуем рассчитать эффективность оптимизации. Предположим что, несмотря на вышесказанное, мы оптимизируем сайт магазина «Рога и Копыта» на запрос «женское белье» под поисковые системы Яндекс, Рамблер, Гугл. Предположим также что магазин (магазины) белья, которые рекламирует сайт, находятся в Санкт-Петербурге (второй после Москвы город по количеству пользователей интернет).

Не будем усложнять расчеты, подсчитаем «грубо».

Воспользуемся сервисом Keywords Search, общее количество связанных с нашим запросов в месяц составляет 1 104 179 по данным Яндекс.Директ. Учитывая, что нас не интересуют запросы типа «mexx сайт», «адреса магазинов дикая орхидея» или «ив роше москва»- это либо не наши магазины, либо эти запросы не устраивают нас территориально — откинем их. Останется 167 различных запросов, которые пользователи задают 650 тыс. раз в месяц. Не станем изучать запросы в остальных поисковых системах — обратимся к статистике (она наука упрямая). Отсюда: SE Ratings что Яндекс это 55% российского рынка поиска. Следовательно, общее количество запросов задаваемых пользователями в трех интересующих нас поисковых системах (92% рынка), будет составлять: 650 тыс. х 92 / 55 = 1 087 тыс.. Т.е. если мы оптимизируем сайт по всем 167 поисковым запросам и по каждому из них во всех трех поисковиках он будет «выдаваться» в первой десятке то траффик который мы получим на наш сайт будет составлять 1 млн. пользователей в месяц. На самом деле он будет ниже  т. к. «связанные» запросы подразумевают, что их задают одни и те же пользователи, кроме того, запросы типа «body» могут относиться как к женскому белью, так и тегам HTML. Для того чтобы это учесть возьмем прагматичную поправку в 50%, т. е. наш сайт после тотальной и дорогостоящей оптимизации будет получать 500 тыс. заходов в месяц или 16,5 тыс. заходов в день. Что это дает? Думаете это дает 16 тыс. покупок ежедневно? Конечно нет!

Для того чтобы конвертировать этот траффик в деньги необходимо ввести следующие поправки:

  • учесть соотношение числа покупок к числу заходов на сайт, своеобразный actions-per-views (APV);
  • все таки учесть географический таргетинг, даже за таким товаром как черная икра специально никто не поедет в Астрахань, если нужна всего одна банка;
  • определить средний доход с каждой продажи, за вычетом накладных расходов на ее реализацию, назовем его profit-per-action (PPA).

Предположим, что APV сайта составляет 3%, если изучить глобальную статистику интернет (предоставляется многими крупными интернет счетчиками, например SpyLog), для простоты выложена здесь: Cities Stats, то мы выясним что число пользователей интернет в Санкт-Петербурге, составляет 11% от общего числа российских пользователей. Вводя эти коэффициенты получим: 16 тыс. х 5% х 11% = 53 покупки в день. Если мы хотим больше, то оптимизация сайта под поисковые системы уже не поможет (уже достигнут максимум возможного) — необходима оптимизация сайта под пользователей, т. е. увеличение того самого APV сайта, а это уже совсем другая «песня». Теперь можно подсчитать прибыли. Предположим что каждая покупка, за вычетом всех накладных расходов, дает нам прибыль в 15 руб (цифра взята «от фонаря», понятия не имею сколько зарабатывают на бюстгальтерах). Тогда доход нашего сайта после работ по оптимизации составит 53 х 15 = 795 руб в день., или 23 850 рублей в месяц или около 800 долларов в месяц. И это для города Санкт-Петербурга!!! Что же говорить об Урюпинске? Учитывая, что в данном случае (167 запросов, 3 поисковые системы) оптимизация будет стоить, вряд ли меньше, 1000 долларов в месяц — получается УБЫТОЧНЫЙ БИЗНЕС! Вот Вам и вся эффективность оптимизации на практике, конечно, если наши допущения APV=3% и PPA=15 руб. верны для данного случая.

Вывод второй:
Задумываясь об оптимизации сайта прежде всего определитесь с тем чего Вы на самом деле хотите достичь и сообразно ли достижение этих целей с затратами на оптимизацию.

Заявка на продвижение

Предполагаемый бюджет
Спасибо!
Ваша регистрация прошла успешно. Вы можете продолжить работу с сайтом.
Спасибо!
Ваша авторизация прошла успешно. Вы можете продолжить работу с сайтом.
Спасибо!
Ваша заявка принята. В ближайшее время наши менеджеры свяжутся с Вами.
Ошибка!
Для отправки формы необходимо заполнить обязательные поля!
Пароль отослан.
Пожалуйста, проверьте почту.
Востановление пароля
Эл. почта

Вход в личный кабинет
Эл. почта
Пароль

Еще не зарегистрировались? Регистрация
Регистрация нового аккаунта
Имя
Эл. почта
Пароль
Осталось заполнить
Уже зарегистрированны?
Заказать обратный звонок
Имя
Телефон*